Поиск по сайту
Архив материалов:2006200720082009201020112012
Главная
Медиация. Службы примирения.

Восстановительный подход к решению конфликтов в школьной среде.

 

Надежда Петровна Гончарова,


руководитель проекта

«Отклик - территориальная
служба примирения»

 

Подростки часто вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Административное и уголовное наказание не предполагает организацию работы по выявлению причин конфликтов и изучение психологического состояния конфликтующих, их чувств. Практика убеждает, что используемый восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем. Школьная жизнь не всегда способствует социализации подростков в плане освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.


В мировой практике, а в последние годы и во многих территориях России, в разрешении конфликтов и споров активно используется медиация (от латинского mediаrе - посредничать) - это спо­соб разрешения споров с помощью посредника. Кстати, издревле, о чём свидетельствуют источники, в разных куль­турах при улаживании спора часто присутствовала третья сторона. Ее роль и полномочия были весьма разнообразны, но задача оставалась неизменной, поскольку само наличие посредника на переговорах по улаживанию конфликта всегда повышало вероятность справедливого решения. Во многих территориях России, в частности Москве, Перми, Волгограде, Томске, Тюмени, Петрозаводске, Великом Новгороде на протяжении многих лет в целях предупреждения преступности и профилактики правонарушений активно применяются технологии восстановительной медиации, действуют школьные службы примирения. В настоящее время эта процедура законодательно закреплена.


В июле 2010 года принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193, определяющий порядок и правила создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

 

Понятие восстановительной медиации

Восстановительная медиация - это процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт. Медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации стороны, как правило, имеют возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

 

 

 

Медиатор. Каково его назначение и основные функции?


Находясь в конфликте, как показывает практика, самостоятельно установить состояние мира практически невозможно. Это может сделать только нейтральный человек, допущенный всеми сторонами в зону конфликта (и соответствующий по уровню своей компетенции выполняемой задаче). Такой нейтральной фигурой и является медиатор (посредник). Он обеспечивает конфликтующие стороны организованным переговорным процессом, следит за его развитием и создает атмосферу, в которой всем спорщикам даются равные возможности, позволяющие прийти к достойному и взаимовыгодному мирному решению. Можно сказать, что медиатор является проводником мировоззрения, в основе которого лежит позитивный взгляд на природу человека. В его основе - признание ценности человеческой жизни и уникальности человеческих возможностей.


Чем отличается медиация от других форм урегулирования конфликта?


Основное отличие – медиация предполагает решение конфликта самими участниками конфликта в ходе переговоров. Медиация альтернативна не только административному способу решения конфликтов, но и альтернативной подростковым силовым методам воздействия (дракам, «стрелкам», бойкоту). Технология восстановительного правосудия предполагает разрешение вопросов:


- Последствия ситуации для обеих сторон и чувства сторон по отношению к случившемуся (как правило, обе стороны приходят к пониманию, что последствия разрушительны для обеих сторон конфликта)


- Решение ситуации (нарушитель видит для себя путь возвращения в социум через восстановление нормальных отношений с жертвой и восстановление причинённого вреда)


- Определение мер по предупреждению повторных конфликтов



Процесс и результат медиации


Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания. Вот почему медиация - уникальный способ защищать и отстаивать свои права, не ущемляя при этом интересов другой стороны, участвующей в споре. Обязательным условием медиации является обоюдная победа сторон в любом конфликте. Наоборот, из конфликта каждая сторона извлекает для себя пользу. Это происходит благодаря добровольному процессу выработки соглашения, в котором учитываются интересы обеих сторон, и, следовательно, нет ни победителей, ни побежденных. Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.


Принципы медиатора


- Ответственность за процесс и результат переговоров


- Диалог – основа процесса. Организация диалога и налаживание позитивных взаимоотношений


- Восстановление. Результат – формирование способности взаимопонимания и уважительного отношения друг к другу


- Нейтральность. Медиатор нейтрален ко всем участникам конфликта


- Конфиденциальность и добровольность. Встречи строго конфиденциальны и организуются на добровольных началах участников процесса


- Беспристрастность. Медиатор не принимает чью-либо сторону.


Технология школьной медиации

 
ЛАН 22
С 15 августа по 28 августа, на базе «Лечебно-оздоровительного центра АО «Газпромнефть-ОНПЗ» им. Д.М. Карбышева» была проведена Летняя Академия Наук.

Образовательный проект помог школьникам определиться с выбором профессии. В нем поучаствовало более 50 старшеклассников и преподавателей химии и физики из образовательных учреждений – партнеров предприятия.

Слушатели академии прошли обучение с профориентационными тренингами и деловыми играми по развитию soft skills...
Подробнее>>
 
СЦДКМО
Сибирский центр деловой карьеры, маркетинга в образовании продолжает свою деятельность в 2022 году.
...
Подробнее>>
 
Карьерный навигатор
С 25 ноября 2021 года на базе школ-партнеров АО "Газпромнефть-ОНПЗ" был реализован проект "КАРЬЕРНЫЙ НАВИГАТОР" В проекте приняли участие 9 школ города Омска. Карьерный навигатор представляет собой профессиональное ориентирование старшеклассников, диагностику в сфере профориентации и тренинг по формированию профессионального и карьерного маршрута....
Подробнее>>
 
Я - Человек социальный навигатор и его создатели

Социальный игра-навигатор Я - Человек разработан в Челябинске. Автором игры Является Шадрин Андрей.

Социально ориентированная игра «Я – Человек» создалась, как инструмент познания непростых правил реальной жизни, которые предстоит усвоить каждому ребенку. ...

Подробнее>>
Архив новостей:2006200720082009201020112012

г.Омск, ул. Омская, 22

e-mail: scdk@mail.ru


Т./ факс:
(3812) 66-18-36