Поиск по сайту
Архив материалов:2006200720082009201020112012
Главная
Особенности воспитательной работы с трудными подростками

 

 


Основное содержание подросткового периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости. В отечественной и зарубежной практике различно определяются возрастные границы данного периода. Так, в зарубежной психологии (чаще американской) этот возраст определяется как этап становления личности от 10 до 19 лет. В отечественной психологии еще недавно подростковый возраст определялся границами 12-17 лет, в последнее время такими границами все чаще определяется период от 10 до 15 лет. Однако, все психологи согласны с тем, что подростковый возраст - это кризисный период, который характеризуется следующими отличиями:

• Сменяется ситуация развития: у подростка возникает устойчивое стремление к независимости, самостоятельности, хотя ближайшее окружение (родители, педагоги) относятся к подростку как к ребенку;

• Меняется ведущий вид деятельности: учебная деятельность младшего школьника сменяется эмоционально - личностным общением со сверстниками в подростковом возрасте;

• Появляются физиологические и психологические новообразования, обеспечивающие процесс взросления.


Устойчивые трудности, возникающие при осуществлении учебно-воспитательного процесса среди подростков обусловлены следующими факторами: преобладанием в процессе реформирования школы теоретических моделей, не прошедших достаточной практической апробации; отсутствием у педагогов необходимых психологических знаний о подростковом развитии, высокой текучестью педагогических кадров и т. д., что приводит к осуществлению воспитательных воздействий без должного внимания к полу, культуре, социальным и индивидуальным отличиям подростков. Предполагаемые рекомендации призваны оптимизировать деятельность педагогов, работающих с учащимися подросткового возраста.


 


1. Особенности физического развития подростков


Характеристика 1. Развитие подростков характеризуется интенсивным ростом, включающим изменения размеров тела и видимые структурно-скелетные изменения.

Интенсивный рост достигает своего пика у девочек около 12 лет, а у мальчиков - около 14 лет. Учитывая индивидуальные отличия в темпах роста, можно утверждать, что значительные физические изменения осуществляются на протяжении всего периода 10-15 лет. Темпы роста отличны у мальчиков и девочек. Средний мальчик несколько выше средней девочки до тех пор, пока не проходит период интенсивного роста. В период от 11 до 13 лет средняя девочка может стать выше, тяжелее и сильнее обычного мальчика.

Усиленный рост и непропорциональность развития заставляет подростков чувствовать себя неловко, дискомфортно. И у мальчиков, и у девочек появляется тревога, озабоченность по поводу происходящих изменений. Они постоянно исследуют физические изменения, сравнивая свои характеристики с характеристиками сверстников.


Характеристика 2. Физическое развитие подростков осуществляется в соответствии с определенными закономерностями и последовательностью изменений, однако темпы и характер роста индивидуальны у каждого подростка.

Периодом самых значительных изменений в физическом развитии девочек является возраст 11-13 лет, у мальчиков самые значительные изменения наблюдаются в 13 и 14 лет. Отличия в темпах созревания влияют на самооценку, самочувствие и общее психосоциальное развитие.


Характеристика 3. Важнейшей характеристикой физического развития является половое созревание, оцениваемое по развитию репродуктивной системы.

Половые изменения в подростковом возрасте также характеризуются широкими индивидуальными отличиями, однако около 80 % мальчиков и 90% девочек достигают половой зрелости к 14 годам. Половое созревание девочек оценивается обычно по росту груди (начинается в 8,5 - 13, заканчивается в 13-18 лет) и появлению первой менструации ( в среднем первая менструация наблюдается между 10,5 и 15,5 лет). Половое созревание мальчиков обычно оценивается по росту гениталий (начинается в 9,5 - 14 лет и заканчивается в 12,5- 17 лет) и появлению первой поллюции ( в среднем в 11-16 лет).

Педагоги могут ожидать, что подростки испытывают серьезные, зачастую дискомфортные физические изменения. Подросткам характерны тревожность, эмоциональная напряженность как результат переживаний физических изменений, что влияет на внимание, мотивацию и способность сосредотачиваться на учебной деятельности.


Рекомендации для педагогов:

• учебная деятельность должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков;

• во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков;

• способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений;

• создавать условия, разрешающие ученикам двигаться, избегать долгих периодов монотонной работы;

• проводить физические занятия и ежедневные упражнения для всех учащихся;

• в повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

 


2. Особенности психосоциального развития


Характеристика 1. Важной характеристикой является то, что в подростковом возрасте формируются полноценные дружеские отношения на фоне повышения активности в социальном взаимодействии. Благодаря близкой дружбе, которая возникает около 12 лет и старше, снижается тревожность, развивается чувство коллективизма, совершенствуются коммуникативные навыки. Мальчики проявляют тенденцию собираться в группы и иметь широкую сеть дружеских отношений, в то время, как девочки предпочитают дружеские контакты с 1 или 2 подругами. В дружеском общении девочки более откровенны, больше доверяют подругам, предпочитают более интенсивное взаимодействие. Мальчики больше беспокоятся о своем положении в группе, девочки больше тревожатся о характере общения.

Педагоги должны понимать важность дружбы, которая является одним из условий полноценного развития подростков, оказывать поддержку и помощь социально изолированным учащимся.


Характеристика 2. Подростки переносят свое внимание от взаимоотношений с родителями и учителями на сверстников, которые становятся законодателями главных стандартов в поведении.

Группа ровесников начинает выступать главным источником информации об отношениях, ценностях, поведении. Иногда подростки считают, что сохранение близких отношений с родителями и учителями приводит к потере одобрения сверстников. В течение этого периода педагоги должны воспринимать влияние сверстников как естественный аспект социального развития. Сферы интересов подростков, включая наркотики, алкоголь, курение, сексуальную активность, зачастую формируются под влиянием сверстников.


Характеристика 3. Подростки испытывают беспокойство по поводу своего развития, что ведет к исследованию всех происходящих изменений.

Подростки постоянно сравнивают свои физические и социальные характеристики с характеристиками сверстников. Подростки, отличающиеся от сверстников темпами или характером развития, могут быть единственными, кто замечает эти отличия. Однако подобные оценки могут существенно влиять на формирование представлений о себе.


Характеристика 4. Подростки все больше стремятся к свободе и независимости от влияний, авторитета взрослых.

В своем стремлении к независимости, подростки критикуют авторитетных взрослых, занимаются вандализмом, легко могут быть вовлечены в занятия сексом, употребление алкоголя, наркотиков, в противоправные действия.


Характеристика 5. Деятельность подростков меняет их самовосприятие, что в свою очередь также воздействует на их поведение и самочувствие.

У многих подростков развитие самооценки сопровождается постоянной или ситуативной тревожностью. Для нормального развития самооценки ученики нуждаются в стабильности, объективности оценок и требований.


Рекомендации для педагогов:

• содействовать взаимодействию учеников разных полов культурных исоциоэкономических характеристик;

• создавать условия для общения со сверстниками в формальных и неформальных ситуациях;

• обеспечивать возможности для совершенствования речи;

• обеспечивать деятельностью, раскрывающей социальные нормы и обычаи различных культур, предлагать развивающую и досуговуюдеятельность, соответствующую потребностям современныхподростков;

• предлагать подросткам информацию о нормах и возрастных особенностях взаимоотношений со сверстниками.

 

 


3. Особенности познавательного развития


Характеристика 1. В подростковом возрасте происходит переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций в развитии мышления.

В течение стадии конкретных операций подростки накапливают опыт решения проблем на практическом уровне. Эта деятельность включает классификацию, возможность поэтапно осуществлять намерения и обратные действия, освоение основ дискуссии, понимание возможности использования различных подходов к решению проблем.

С переходом к стадии формальных операций появляется возможность решать проблемы на теоретическом уровне. Это дает возможность понимать абстрактные понятия, объяснять противоречивые позиции, продуцировать и проверять гипотезы. Переход к данной стадии осуществляется у разных подростков в различные сроки в среднем от 11 до 14 лет.


Характеристика 2. У подростков наблюдаются значительные качественные изменения содержания мышления.

Абстрактная природа мышления приводит к тому, что педагоги могут строить работу с классом так, будто все учащиеся функционируют на одном познавательном уровне (в то время, как переход к стадии формальных операций у разных подростков происходит в различные сроки). Также ошибочным является мнение о том, что если подросток может действовать на высоком (или низком) уровне в одной области знаний, то на таком же уровне он будет находиться в других областях.

После полового созревания у девочек наблюдается несколько более высокий уровень вербальных способностей, а у мальчиков - пространственно-технических. Учителя должны избегать содействия этим отличиям, советуя подросткам заниматься в различных областях.


Характеристика 3. Мышление подростков становится абстрактным, критическим, гипотетическим, рефлексивным.

Подростки начинают думать о природе мышления, у них развиваются способности анализировать и синтезировать факты, экспериментировать и применять различные стратегии для решения проблем.


Характеристика 4. Подростки приобретают способность делать обоснованный моральный выбор.

Педагогам необходимо создавать условия, которые помогут учащимся осознать значение конструктивного поведения, осознавать последствия нарушений поведения.


Рекомендации для педагогов:

• подростки при переходе к стадии формальных операций нуждаются ввозможностях логически обосновывать устные утверждения вотсутствии реальных объектов;

• учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически; учет индивидуальных отличий поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений;

• построение учебной деятельности на уроках должно отражать учетиндивидуальных учебных стилей и различных познавательных уровней;

• предоставление учащимся возможности исследовать свои интересы испособности;

• систематически предлагать воспитательные мероприятия поформированию нравственного мышления;

• формировать и поддерживать творческий подход к осуществлениюдеятельности.

 
ЛАН 22
С 15 августа по 28 августа, на базе «Лечебно-оздоровительного центра АО «Газпромнефть-ОНПЗ» им. Д.М. Карбышева» была проведена Летняя Академия Наук.

Образовательный проект помог школьникам определиться с выбором профессии. В нем поучаствовало более 50 старшеклассников и преподавателей химии и физики из образовательных учреждений – партнеров предприятия.

Слушатели академии прошли обучение с профориентационными тренингами и деловыми играми по развитию soft skills...
Подробнее>>
 
СЦДКМО
Сибирский центр деловой карьеры, маркетинга в образовании продолжает свою деятельность в 2022 году.
...
Подробнее>>
 
Карьерный навигатор
С 25 ноября 2021 года на базе школ-партнеров АО "Газпромнефть-ОНПЗ" был реализован проект "КАРЬЕРНЫЙ НАВИГАТОР" В проекте приняли участие 9 школ города Омска. Карьерный навигатор представляет собой профессиональное ориентирование старшеклассников, диагностику в сфере профориентации и тренинг по формированию профессионального и карьерного маршрута....
Подробнее>>
 
Я - Человек социальный навигатор и его создатели

Социальный игра-навигатор Я - Человек разработан в Челябинске. Автором игры Является Шадрин Андрей.

Социально ориентированная игра «Я – Человек» создалась, как инструмент познания непростых правил реальной жизни, которые предстоит усвоить каждому ребенку. ...

Подробнее>>
Архив новостей:2006200720082009201020112012

г.Омск, ул. Омская, 22

e-mail: scdk@mail.ru


Т./ факс:
(3812) 66-18-36